Вступ
Потребность в рассмотрении хозяйственного механизма /ХМ/ вытекает из объективной необходимости целостного восприятия процессов и явлений, происходящих в экономике предприятия.
Предметом изучения курса являются теория, методы, формы управления хозяйственной деятельностью на различных уровнях народно-хозяйственной иерархии, образующих в их совокупности общий инструмент управления экономикой предприятий - хозяйственный механизм.
Мета та завдання
Задачи изучения дисциплины следующие:
- Раскрытие механизма взаимодействия экономических, научно-технических, социальных, правовых и экологических (внутренних и внешних) факторов в условиях формирования рыночной экономики.
Пример. Конверсия ВКП влияет на состояние экономики; информационные процессы влияют на уровень жизни населения; хозяйственное право влияет на сдвиги производства через налоговую систему.- Изучение организационно-экономических основ функционирования хозяйственного механизма предприятий в условиях реализации многообразных форм собственности в конкретных условиях хозяйствования.
Пример. В переходной экономике возникновение различных форм собственности привело к изменениям в управлении экономикой: индикативное планирование вместо централизованного командно-административного; вместо хозрасчета возникает коммерческий расчет; появляется предпринимательство.- Изучение структуры хозяйственного механизма и закономерностей взаимосвязи его элементов.
Пример. Структура ХМ связана с формами (экономической собственности). Изучаются элементы (подсистемы) связей ХМ: планирование, стимулирование, организация.- Конкретизация и раскрытие содержания (отдельных составляющих) хозяйственного механизма на народнохозяйственном, отраслевом, территориальном уровнях, на предприятиях.
Пример. Можно изучать ХМ предприятия, отрасли, н/х.Значение изучения ХМ экономики в системе подготовки инженеров - экономистов. Связь с другими дисциплинами.
Значение изучения данной дисциплины для будущих специалистов в области экономики заключается в следующем: получение комплексных, интегрированных знаний о механизме хозяйствования общества, экономики в целом, предприятий, которые обеспечивают принятие конкретных управленческих, организационных, экономических решений в сфере производства. Т.е. будущий специалист должен иметь общее представление о ХМ и взаимосвязи его элементов: планирования, стимулирования, организационных форм.
Связь с другими дисциплинами. Изучение ХМ происходит после общих и специальных дисциплин.
Сначала студенты получают общие общеэкономические теоретические экономические знания, овладевают понятийным аппаратом, главными категориями экономической теории. Затем осуществляется дифференция знаний по основным направлениям и отраслям хозяйства: экономике отрасли, предприятия, планированию, финансированию, бухгалтерскому учёту, учёту и анализу, статистике и т.д.
После этого логика обучения требует /предусматривает/ вновь вернуться к общеэкономическому фундаменту, но теперь уже на базе синтеза; их конкретного завершения в виде хозяйственного общеэкономического механизма управления.
Главная задача этого этапа - показать единство всех подсистем и резервов ХМ на всех стадиях воспроизводства и уровнях управления предприятием.
Таким образом, отдельные стороны ХМ являются содержанием других специализированных дисциплин. Так дело обстоит и с организационными, экономическими вопросами функционирования предприятий. В программе курса по ХМ управления эти вопросы рассматриваются в пределах необходимости комплексного изложения.
Вместе с тем некоторые основополагающие конструкции ХМ не получили в предшествующем обучении (или не получат) достаточного освещения. Поэтому в этом курсе они рассматриваются более фундаментально. Это можно, например, отнести к системе управления демографическими процессами и социальной сферой; к вопросам осуществления и разгосударствления хозяйственных объектов, сущности арендных отношений, определения главных направлений экономической реформы, предотвращения кризиса в экономике.
Автори
кафедра економіки та бізнес-адміністрування
Мішеніна Наталя Вікторівнакандидат економічних наук, доцент
Коваленко Євген Володимирович