Вступ
Среди многих проблем, возникновение которых обусловлено развитием научно-технической революции, наиболее важной является проблема усовершенствования управления экономикой. Для того, чтобы достичь высокого качества управления экономическими системами, современному руководителю не всегда хватает личного опыта, интуиции и организационных способностей в их традиционном понимании. При формировании как стратегических, так и многих тактических решений руководитель должен учитывать многочисленные, часто взаимнопротиворечивые соображения и опираться на сложные критерии эффективности путей достижения конечной цели.
Экономическая наука использует количественные данные для наблюдения за путем развития экономики, ее анализа и прогнозирования. Для достижения этой цели используется набор статистических методов, которые в совокупности называют эконометрией. Для успешного применения этих методов требуется точное моделирование поведения экономических агентов, а также понимание процессов, порождающих соответствующие данные, и как эти данные отображают исследуемые явления. Вследствие неполноты моделей и несовершенства данных значительная часть эконометрии посвящена методам, которые могли бы работать с такими моделями и данными. В конечном итоге, эконометрия является набором инструментов для анализа экономических явлений.
Вашему вниманию предлагается курс "Эконометрия", в процессе изучения которого необходимо научиться строить экономико-математические модели, описывающие динамику экономических процессов, а также научиться давать качественную экономическую интерпретацию полученных результатов.
Эконометрия занимает важное место в современном университетском образовании наряду с такими предметами как макроэкономика, микроэкономика, финансовый анализ. Эконометрия занимается моделированием поведения экономических агентов, улучшением понимания процессов, проходящих в экономических системах с целью исследования динамики их развития. Чем опытнее экономист, тем качественнее он понимает разнообразие связей в экономике. Если экономическая наука изучает причинно-следственные связи, то эконометрия - связи вообще, без установления их причин. Выводы, полученные в результате эконометрического моделирования, позволяют изучать экономические закономерности с целью улучшения понимания того, как работает экономика.
Для овладения материалом курса студентам необходимы знания высшей математики, в частности, элементов линейной алгебры, аналитической геометрии, теории решения систем линейных уравнений и неравенств, теории вероятностей, экономической и математической статистики.
Мета та завдання
Цель изучения дисциплины: формирование системы знаний по методологии и инструментарию построения и использования эконометрических моделей, характеризующих количественные взаимосвязи между экономическими величинами.
Задания: изучение основных принципов и инструментария постановки задач, построения эконометрических моделей, методов их определения и анализа с целью использования в экономике.
После усвоения материала учебной дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
- определения основных понятий, на которых базируется работа с экономико-математическими моделями;
- понятие системы, ее структуры и модели, классификация систем, принципы моделирования сложных экономических систем с помощью эконометрических моделей;
- этапы проведения регрессионного анализа (парного и множественного);
- сущность метода наименьших квадратов;
- принципы моделирования монотонных процессов;
- анализ качества эконометрических моделей с помощью графических построений, коэффициента детерминации и критерия Фишера.
УМЕТЬ:
- находить параметры линейных регрессий (парных и множественных) с помощью метода наименьших квадратов;
- проводить оценку точности построенных моделей с помощью коэффициента детерминации;
- проводить оценку адекватности построенных моделей с помощью критерия Фишера;
- приводить нелинейные уравнения регрессии к линейному виду;
- выбирать лучшее уравнение регрессии с помощью характерных средних.
Автори
кафедра моделирования сложных систем
Литвиненко Ольга Анатольевнакандидат экономических наук, доцент