Вступ
Этика является важнейшей частью (аспектом) философии. Органичное и неотъемлемое место этики в системе философского образования определяется тем, что философия учит не только тому, как правильно мыслить, но и тому, как достойно жить.
Этика представляет собой практическую философию - обосновываемые этикой нормативные проблемы являются одним из основных каналов выхода философии в повседневную и социльно-организованную практику. В самом общем виде, начиная с платоновской академии и учения стоиков, философия расчленяется на логику, физику и этику. В этой триаде под этикой понимается учение о свободе, канон совершенной жизни, как индивидуальной, так и коллективной. Согласно одной из аналогий древних, если философию уподобить дереву, то ее корни - учение о природе, ее ствол-логика, а ее плоды - этика.
Еще Аристотель установил, что цель этики - не познание, а поступки; ее изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть добродетельным. Знание о морали этика доводит до формулирования мысленных процедур, правил и программ, позволяющих диагностировать моральное качество поступков, образа жизни в целом. Без понимания заключенных в той или иной этической теории регулятивно-оценочных механизмов нельзя понять и саму эту теорию. Этика как рационально аргументированная программа морального поведения приобретает обязывающее значение для тех, кто желает быть моральным и потому заранее настроен принять ее, если она окажется убедительной. Это означает, что она предполагает в качестве своего условия нравственно мыслящего и нравственно суверенного индивида. Поэтому формирование личностно окрашенного отношения к этическим теориям, выработка навыков их примеривания к типовым ситуациям морального выбора - важная задача и показатель овладения этикой.
Теорию морали часто сравнивают с медициной: первая предназначена излечивать души подобно тому, как вторая излечивает тело. Этика не дает готовых рецептов, она лишь предлагает человеку, желающему освободиться от душевных недугов, самому найти рецепт своей болезни и помогает ему сделать это.
В предлагаемом конспекте лекций автор не ставит задачу дать систематическое и полное изложение всего курса этики. В нем представлен анализ некоторых этических учений, функций этики, ее категорий. Лекционная часть курса "Этика" охватывает пять основных тем, касающихся общего определения морали, основных нравственных доктрин, существовавших в истории мировой культуры, ведущих традиций теоретического осмысления морали, этического категориального аппарата и, наконец, - характеристику основных этических категорий.
Мета та завдання
Общая цель курса - дать целостное представление об этике как самостоятельной области знания. Этика существует в многообразии традиций, школ, учений. Чтобы охватить их наиболее системно и полно, необходимо сосредоточить внимание на основных понятиях, проблемах и идеях, которые являются сквозными, общими для всех этических систем, хотя и получают в каждой из них особое освещение. При этом ключевыми для этической теории и моральной практики во всех их исторических разновидностях являются следующие два вопроса: каким образом в человеческой деятельности сочетаются (соединяются)
- добродетельность поведения со стремлением к счастью;
- автономность решений со всеобщностью (общезначимостью) моральных норм?
Общая цель может быть конкретизирована в следующих задачах, решение каждой из которых составляет самостоятельный раздел курса:
- определить предмет этики и основные исторические вехи ее развития;
- выделить важнейшие понятия этики и морального сознания;
- описать роль морали в культуре, ее менявшееся от эпохи к эпохе нормативное содержание в том виде, в каком оно отразилось в важнейших моральных кодексах;
- проанализировать понятие морали, сосредоточив основное внимание на различных подходах к ее обоснованию, языку, способам обнаружения.
Автори
кафедра філософії, політології та інноваційних соціальних технологій
Бушман Ірина Олександрівнакандидат філософських наук
Артюх В'ячеслав Олексiйовичкандидат філософських наук