Дистанційне навчання Home
Дистанционное обучение в СумГУ: дисциплины » Этика и эстетика

Вступ

Этика является важнейшей частью (аспектом) философии. Органичное и неотъемлемое место этики в системе философского образования определяется тем, что философия учит не только тому, как правильно мыслить, но и тому, как достойно жить.

Этика представляет собой практическую философию - обосновываемые этикой нормативные проблемы являются одним из основных каналов выхода философии в повседневную и социльно-организованную практику. В самом общем виде, начиная с платоновской академии и учения стоиков, философия расчленяется на логику, физику и этику. В этой триаде под этикой понимается учение о свободе, канон совершенной жизни, как индивидуальной, так и коллективной. Согласно одной из аналогий древних, если философию уподобить дереву, то ее корни - учение о природе, ее ствол-логика, а ее плоды - этика.

Еще Аристотель установил, что цель этики - не познание, а поступки; ее изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть добродетельным. Знание о морали этика доводит до формулирования мысленных процедур, правил и программ, позволяющих диагностировать моральное качество поступков, образа жизни в целом. Без понимания заключенных в той или иной этической теории регулятивно-оценочных механизмов нельзя понять и саму эту теорию. Этика как рационально аргументированная программа морального поведения приобретает обязывающее значение для тех, кто желает быть моральным и потому заранее настроен принять ее, если она окажется убедительной. Это означает, что она предполагает в качестве своего условия нравственно мыслящего и нравственно суверенного индивида. Поэтому формирование личностно окрашенного отношения к этическим теориям, выработка навыков их примеривания к типовым ситуациям морального выбора - важная задача и показатель овладения этикой.

Теорию морали часто сравнивают с медициной: первая предназначена излечивать души подобно тому, как вторая излечивает тело. Этика не дает готовых рецептов, она лишь предлагает человеку, желающему освободиться от душевных недугов, самому найти рецепт своей болезни и помогает ему сделать это.

В предлагаемом конспекте лекций автор не ставит задачу дать систематическое и полное изложение всего курса этики. В нем представлен анализ некоторых этических учений, функций этики, ее категорий. Лекционная часть курса "Этика" охватывает пять основных тем, касающихся общего определения морали, основных нравственных доктрин, существовавших в истории мировой культуры, ведущих традиций теоретического осмысления морали, этического категориального аппарата и, наконец, - характеристику основных этических категорий.

Мета та завдання

Общая цель курса - дать целостное представление об этике как самостоятельной области знания. Этика существует в многообразии традиций, школ, учений. Чтобы охватить их наиболее системно и полно, необходимо сосредоточить внимание на основных понятиях, проблемах и идеях, которые являются сквозными, общими для всех этических систем, хотя и получают в каждой из них особое освещение. При этом ключевыми для этической теории и моральной практики во всех их исторических разновидностях являются следующие два вопроса: каким образом в человеческой деятельности сочетаются (соединяются)

Общая цель может быть конкретизирована в следующих задачах, решение каждой из которых составляет самостоятельный раздел курса:

  1. определить предмет этики и основные исторические вехи ее развития;
  2. выделить важнейшие понятия этики и морального сознания;
  3. описать роль морали в культуре, ее менявшееся от эпохи к эпохе нормативное содержание в том виде, в каком оно отразилось в важнейших моральных кодексах;
  4. проанализировать понятие морали, сосредоточив основное внимание на различных подходах к ее обоснованию, языку, способам обнаружения.

Автори

кафедра філософії, політології та інноваційних соціальних технологій

Бушман Ірина Олександрівна
кандидат філософських наук

Артюх В'ячеслав Олексiйович
кандидат філософських наук


Содержание дисциплины О курсе
    Автор
    Цели курса
    Литература
    Вопросы к зачету
Тема 1. Предмет этики.
    Информблок
   1. Этимологическое и научное содержание терминов 'этика', 'мораль', 'нравственность', история их становления
   2. Этика и мораль: характер взаимодействия между ними. Функциональная необходимость морали.
   3. Понятие 'нравственность'. Структура морали. Моральная деятельность и сознание
    Обобщающий блок
Тема 2. Основные этапы истории этики.
    Информблок
   1. Этические учения Древнего Востока. Этические учения Древней Индии (этика брахманизма, буддизма). Этика конфуцианства
   2. Античная этика. Софисты. Сократовская интеллектуализация добродетелей.
   3. Этическое учение Платона, соотношение индивидуальной этики духовного самосовершенствования и социальной этики справедливости. Аристотель: обособление этики от метафизики; систематизация этики как учения о добродетелях; единство этики и политики. Стоицизм, эпикуреизм и скептицизм, их сходства и различия.
    Обобщающий блок
Тема 3. Этика средневековья.
    Информблок
   1. Христианская этика. Проблема добра и зла
   2. Фома Аквинский учение о высшем благе и учение о добродетелях, состав и иерархия добродетелей; законы и поступки, божественное участие в нравственной жизни человека
   3. Религиозная этика и проблема обоснования морали. Моральное содержание и моральная функция христианства и других исторических религий
    Обобщающий блок
Тема 4. Этические взгляды И.Канта и Ф.Гегеля.
    Информблок
   1. Категорический императив в структуре этической теории Канта
   2. Гегель о разграничение понятий морали и нравственности
   3. Этические взгляды Л. Фейербах
    Обобщающий блок
Тема 5. Западная этика: 19-20 ст.
    Информблок
   1. Современные этические воззрения. Нигилизм Ф.Ницше
   2. Марксизм и теория морали
   3. Этические представления З. Фрейда. Экзистенциализм
    Обобщающий блок
Тема 6. Предмет эстетики
    Информблок
   1. Термин 'эстетика'. Формулирование предмета эстетики.
   2. Специфика искусства как предмета эстетики.
   3. Факторы, влияющие на становление предмета эстетики.
    Обобщающий блок
Тема 7. Эстетическая деятельность и ее формы
    Информблок
   1. Художественное творчество как специфическая деятельность.
   2. Психологические механизмы художественного творчества.
   3. Многообразие форм эстетической деятельности
    Обобщающий блок
Тема 8. Эстетические теории ХХ века о природе художественного творчества и судьбе искусства
    Информблок
   1. Принципы дифференциации эстетических подходов к анализу искусства ХХ в.
   2. Культурологические основания экзистенциональной эстетики.
    Обобщающий блок
Тема 9. Основные категории эстетики
    Информблок
   1. Категория 'эстетическое'. Понятие 'катарсис'.
   2. Прекрасное как центральная категория эстетики. 'Прекрасное' и 'безобразное'.
   3. 'Трагическое' и 'комическое'.
    Обобщающий блок
Заключение